Энциклопедия "Святая Русь"

"В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений". В.О. Ключевский

Previous Entry Share Next Entry
В этот день...
holy-russia.ru
holy_russia_ru
28 февраля (16 февраля ст. ст.) 1810 г. по штату гвардейского батальона - 4 строевые роты, нестроевая команда, музыкантский хор и артиллерийская команда общей численностью 434 человека* был сформирован Гвардейский экипаж, предназначавшийся для комплектования команд и обслуживания Императорских яхт и гребных судов, а также придворной и гарнизонной караульной службы.
Новой гвардейской части было пожаловано знамя сухопутного образца.

В дальнейшем Гвардейский экипаж покрыл себя неувядающей славой в кампаниях:

В Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах 1813—1814 гг. в составе шести рот и артиллерийской команды выполнял функции сапёрного батальона, участвуя в строительстве, исправлении и уничтожении мостов; тогда же в качестве пехотной части принимал участие в делах под Бауценом и Кульмом, и в 1814 г. вступил в Париж.
В 1828 г. участвовал в штурме Варны, во время которого использовался в качестве морской пехоты.
В 1831 г. 6-я рота Гвардейского экипажа участвовала в подавлении польского мятежа в качестве сапёрной части, обеспечивая переправы.
В Восточной войне 1854 - 1856 гг. чины Гвардейского экипажа принимали участие в боевых действиях как морская часть, составляя экипажи морских кораблей Балтийского флота.
В 1863 г. одна из рот Гвардейского экипажа участвовала в подавлении польского мятежа в качестве сапёрной части, обеспечивая переправы русских войск.
Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Гвардейский экипаж входил в состав Действующей армии и использовался в качестве сапёрной части, а также комплектовал команды минных катеров.
В 1905 г., во время Русско-японской войны 1904 - 1905 гг., часть Гвардейского экипажа участвовала в знаменитом Цусимском сражении.
В Великой войне 1914 г. чинами Гвардейского экипажа комплектовались корабли речных военных флотилий.

Знаки отличия Гвардейского экипажа к 1914 г.:

Георгиевское знамя с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17-го Августа 1813 года при Кульме» с юбилейной Андреевской лентой
Георгиевские ленты на бескозырках у нижних чинов
Георгиевские рожки в 1-й роте «За переправу через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года», в остальных ротах «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов».

Августейшие Шефы Гвардейского экипажа:
22.08.1831-13.01.1892 — Его Императорское Высочество Великий князь Константин Николаевич
22.07.1892-02.03.1917 — Её Императорское Величество Государыня Императрица Мария Фёдоровна

Первым командиром Гвардейского экипажа стал капитан 2-го ранга (впоследствии контр-адмирал) Иван Петрович Карцов. Последним - контр-адмирал Вел. кн. Кирилл Владимирович, двоюродный брат Государя Императора Николая Александровича.

Праздник: 6 декабря, день св. Николая Чудотворца.

Дислокация: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 133.

---------------------------------------
*На формирование экипажа пошли Придворные Гребецкая и Яхтенская команды (сформированные в 1710 г.) и гребцы с Адмиралтейских и Капитанских катеров.


10 мая 1910 г. Офицеры Гвардейского экипажа перед парадом в Царском Селе.
В центре группы командир экипажа, контр-адмирал граф Толстой.


© Энциклопедия "Святая Русь"

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in